Построить университет
как Александр Трегуб строит из школы Projector полноценный вуз
АВТОР: ИЛЬЯ КАБАЧИНСКИЙ
ФОТО: АЛЕКСАНДР КОЗАЧЕНКО
Построить университет
АВТОР: ИЛЬЯ КАБАЧИНСКИЙ
ФОТО: АЛЕКСАНДР КОЗАЧЕНКО
как Александр Трегуб строит из школы Projector полноценный вуз
Девушка возле терминала «ПриватБанка» заметно нервничает. Сует одну за другой купюры в приемник. Процесс не быстрый — 8000 грн бумажками по 200 грн. Закончив, она достает чек и сразу же набирает номер на мобильном. «Отправила!» — радостно кричит в трубку. «Простите, но вы не успели», — говорят в ответ, пытаясь добавить, что вернут средства на карту. Но девушка уже ничего не слышит. Она практически в ярости начинает отвечать, что отпросилась с работы, чтобы снять деньги в банкомате и оплатить курс. Никаких отговорок она не потерпит.
Девушка возле терминала «ПриватБанка» заметно нервничает. Сует одну за другой купюры в приемник. Процесс не быстрый — 8000 грн бумажками по 200 грн. Закончив, она достает чек и сразу же набирает номер на мобильном. «Отправила!» — радостно кричит в трубку. «Простите, но вы не успели», — говорят в ответ, пытаясь добавить, что вернут средства на карту. Но девушка уже ничего не слышит. Она практически в ярости начинает отвечать, что отпросилась с работы, чтобы снять деньги в банкомате и оплатить курс. Никаких отговорок она не потерпит.
Подобная ситуация — раньше не редкость в школе Projector (теперь есть отбор, формат «кто быстрее» не работает), которую вместе с командой развивает 32-летний Александр Трегуб. По его словам, на некоторые курсы стоит очередь в 400 человек: классы быстро набираются сами. Люди готовы идти в Projector и платить деньги, так как получают знания. Лекторы не просто отчитывают материал, но и дают домашнее задание, а требуют от студентов полной отдачи. Те готовы терпеть: среди преподавателей — практикующие эксперты в разных отраслях, а не «кабинетные» люди, мало понимающие реалии современного мира.

Сейчас в школе Трегуба, которая расположилась в Киеве в особняке на «Воздвиженке», более 60 курсов, каждый вечер проходят лекции. Днем помещение служит коворкингом. И если несколько лет назад все начиналось с одиночных воркшопов, то сегодня в Projector существуют годичные курсы — с лекциями, домашними заданиями и сессиями. План на будущее — сделать настоящий университет. Но такой, чтобы на поступление в него стояла очередь, а люди в нем хотели бы учиться ради знаний, а не галочки.
Подобная ситуация — раньше не редкость в школе Projector (теперь есть отбор, формат «кто быстрее» не работает), которую вместе с командой развивает 32-летний Александр Трегуб. По его словам, на некоторые курсы стоит очередь в 400 человек: классы быстро набираются сами. Люди готовы идти в Projector и платить деньги, так как получают знания. Лекторы не просто отчитывают материал, но и дают домашнее задание, а требуют от студентов полной отдачи. Те готовы терпеть: среди преподавателей — практикующие эксперты в разных отраслях, а не «кабинетные» люди, мало понимающие реалии современного мира.

Сейчас в школе Трегуба, которая расположилась в Киеве в особняке на «Воздвиженке», более 60 курсов, каждый вечер проходят лекции. Днем помещение служит коворкингом. И если несколько лет назад все начиналось с одиночных воркшопов, то сегодня в Projector существуют годичные курсы — с лекциями, домашними заданиями и сессиями. План на будущее — сделать настоящий университет. Но такой, чтобы на поступление в него стояла очередь, а люди в нем хотели бы учиться ради знаний, а не галочки.
Александр Трегуб — киевлянин. Закончив школу с отличием и медалью, он уже знал — пойдет на что-то техническое. Выбор пал на знаменитый киевский политех, факультет телекоммуникаций. Правда, повторить школьные успехи в университете не получилось. Как и оправдать желание родителей — программистом Трегуб не стал.

В университете парень начал подрабатывать. Несмотря на то, что ему нравилась математика, а родители связывали будущее сына с IT, он пошел в дизайнеры. «Когда тебе 17 лет — ты не знаешь, чем хочешь заниматься. Уже в универе я понял, что математика — не мое», — рассказывает Трегуб. Тогда он вспомнил другое детское увлечение — кисть и холст. На третьем курсе он подрабатывал дизайнером, рисовал для своих друзей сайты. Тогда же появилась и первая работа: КП «Медиа» (позже УМХ — Украинский Медиа Холдинг), где Александр занимался дизайном, помогал с картинками и версткой.

Несмотря на то, что по большей части работать нужно было с графическим, а не веб-дизайном, Трегуб ценит первый опыт.
Все не по плану
Все не по плану
Александр Трегуб — киевлянин, его родители — инженеры. Закончив школу с отличием и медалью, он уже знал — пойдет на что-то техническое. Выбор пал на знаменитый киевский политех, факультет телекоммуникаций. Правда, повторить школьные успехи в университете не получилось. Как и оправдать желание родителей — программистом Трегуб не стал.

В университете парень начал подрабатывать. Несмотря на то, что ему нравилась математика, а родители связывали будущее сына с IT, он пошел в дизайнеры. «Когда тебе 17 лет — ты не знаешь, чем хочешь заниматься. Уже в универе я понял, что математика — не мое», — рассказывает Трегуб. Тогда он вспомнил другое детское увлечение — кисть и холст. На третьем курсе он подрабатывал дизайнером, рисовал для своих друзей сайты. Тогда же появилась и первая работа: КП «Медиа» (позже УМХ — Украинский Медиа Холдинг), где Александр занимался дизайном, помогал с картинками и версткой.

Несмотря на то, что по большей части работать нужно было с графическим, а не веб-дизайном, Трегуб ценит первый опыт.
Я пришел зеленым, ничего не умел.
Но пообещал стараться
На работе научился многому: дизайн-верстка, типографика, отбор фотографий и т.д. После журнала Александр ушел в небольшую студию Beleven, где проработал почти три года.

Следующим большим этапом в жизни Трегуба стала работа в киевском офисе «Студии Лебедева». В 2008 году ему удалось попасть туда джуниор-дизайнером. Сделать это было совсем непросто. Но вчерашний студент нашел выход. Поехал учиться в Британскую школу дизайна (более известна как «Британка» — школа дизайна в Москве) на интенсив, который проводили арт-директоры из «Студии Лебедева». За короткий промежуток времени стало понятно, чего ждут от дизайнеров в компании. Это помогло сделать тестовое задание так, чтобы оно понравилось ребятам из студии. Позже оказалось, что Трегуб стал первым дизайнером в киевском штате, где до этого сидели только менеджеры.

За следующие три года он вырос в ведущего дизайнера. В «Студии» ему стало тесно, хотелось развиваться и расти дальше. «Это лучшая школа, в которую я мог вписаться в то время».
На работе научился многому: дизайн-верстка, типографика, отбор фотографий и т.д. После журнала Александр ушел в небольшую студию Beleven, где проработал почти три года.

Следующим большим этапом в жизни Трегуба стала работа в киевском офисе «Студии Лебедева». В 2008 году ему удалось попасть туда джуниор-дизайнером. Сделать это было совсем непросто. Но вчерашний студент нашел выход. Поехал учиться в Британскую школу дизайна (более известна как «Британка» — школа дизайна в Москве) на интенсив, который проводили арт-директоры из «Студии Лебедева». За короткий промежуток времени стало понятно, чего ждут от дизайнеров в компании. Это помогло сделать тестовое задание так, чтобы оно понравилось ребятам из студии. Позже оказалось, что Трегуб стал первым дизайнером в киевском штате, где до этого сидели только менеджеры.

За следующие три года он вырос в ведущего дизайнера. В «Студии» ему стало тесно, хотелось развиваться и расти дальше. «Это лучшая школа, в которую я мог вписаться в то время».
к Лебедеву нужно не только вовремя прийти, но и вовремя уйти
В 2012 году он принял решение покинуть свое место работы и перейти на позицию арт-директора в студию Akademia. Там ему доверили собрать свою команду дизайнеров и менеджерить их.
В 2012 году он принял решение покинуть свое место работы и перейти на позицию арт-директора в студию Akademia. Там ему доверили собрать свою команду дизайнеров и менеджерить их.
Трегуб считает, что нужно искать людей, с которыми, в первую очередь, комфортно работать и общаться. Опыт — это важно, но бывают случаи, когда люди с не самым лучшим бекграундом могут выдать отличный результат и в итоге стать хорошими специалистами. Но если с человеком неприятно коммуницировать и вы друг друга не понимаете, то этап, когда вы сможете этот результат увидеть, так и не наступит. А если человека нужно подтянуть, то лучше всего — завалить практикой. Это сработает.

Как подобрать дизайнера в команду?
Трегуб считает, что нужно искать людей, с которыми, в первую очередь, комфортно работать и общаться. Опыт — это важно, но бывают случаи, когда люди с не самым лучшим бекграундом могут выдать отличный результат и в итоге стать хорошими специалистами. Но если с человеком неприятно коммуницировать и вы друг друга не понимаете, то этап, когда вы сможете этот результат увидеть, так и не наступит. А если человека нужно подтянуть, то лучше всего — завалить практикой. Это сработает.

Как подобрать дизайнера в команду?
Новая позиция сделала из Трегуба-дизайнера менеджера. Став арт-директором, он занимался построением команды, ее управлением и т.д.
Новая позиция сделала из Трегуба-дизайнера менеджера. Став арт-директором, он занимался построением команды, ее управлением и т.д.
Для арт-директора выполнение дизайнерских задач руками – даже немного вредно. В итоге может получиться, что он будет брать работы своих дизайнеров и переделывать. Так неправильно
Но помимо основной работы, у Трегуба с коллегами появилась навязчивая идея: рынок нужно растить, иначе откуда возьмется свежая кровь. «Это сейчас все бурлит, креативные индустрии активно развиваются. Тогда, семь лет назад, все было совсем иначе, — рассказывает Трегуб. — Я видел, какие ребята приходили на собеседования, ни о каких дизайнерских комьюнити не было речи. Но при этом были люди, которым хотелось делиться своим опытом». Так зародилась идея школы.
Но помимо основной работы, у Трегуба с коллегами появилась навязчивая идея: рынок нужно растить, иначе откуда возьмется свежая кровь. «Это сейчас все бурлит, креативные индустрии активно развиваются. Тогда, семь лет назад, все было совсем иначе, — рассказывает Трегуб. — Я видел, какие ребята приходили на собеседования, ни о каких дизайнерских комьюнити не было речи. Но при этом были люди, которым хотелось делиться своим опытом». Так зародилась идея школы.
С Трегубом мы беседуем на заднем дворе здания школы Projector. На нем обычные джинсы и футболка. Автор материала предложил провести интервью в личном кабинете, но, как оказалось, у Трегуба его нет: вместе с ним небольшое помещение в несколько квадратных метров делит еще пара сотрудников. Александра это нисколько не смущает. Наоборот, во время проведения съемки он несколько раз повторил: «Неплохо было бы, чтобы рядом стояла команда».

Школа Projector началась с малого. Как вспоминает Трегуб, одну из первых лекций провели в пространстве Bibliotech в конце 2011 года. Все это были разовые мероприятия сначала самого Трегуба, затем он стал приглашать коллег по цеху поделиться своим опытом. Идея нашла своего потребителя, а Александр — сильного партнера. Арт-директором Bibliotech в то время работал Михаил Рыбачук, который через некоторое время перешел в Projector и стал бизнес-партнером.
От нуля к единице
От нуля к единице
С Трегубом мы беседуем на заднем дворе здания школы Projector. На нем обычные джинсы и футболка. Автор материала предложил провести интервью в личном кабинете, но, как оказалось, у Трегуба его нет: вместе с ним небольшое помещение в несколько квадратных метров делит еще пара сотрудников. Александра это нисколько не смущает. Наоборот, во время проведения съемки он несколько раз повторил: «Неплохо было бы, чтобы рядом стояла команда».

Школа Projector началась с малого. Как вспоминает Трегуб, одну из первых лекций провели в пространстве Bibliotech в конце 2011 года. Все это были разовые мероприятия сначала самого Трегуба, затем он стал приглашать коллег по цеху поделиться своим опытом. Идея нашла своего потребителя, а Александр — сильного партнера. Арт-директором Bibliotech в то время работал Михаил Рыбачук, который через некоторое время перешел в Projector и стал бизнес-партнером.
Трегуб считает, что становлению Projector помогла и удача. Мало кто понимал, насколько большой может стать digital-индустрия в стране, хотя крупные компании в Украине уже работали. А вот учиться было негде. «Поэтому с середины 2014-го мы начали активно «качать» эту тему, а в начале 2015 года уже запустили свои первые курсы», — вспоминает предприниматель. Не последнюю роль сыграла и популяризация Facebook, который помогал в распространение информации и коммуникации.

Запустили Projector с трех курсов, площадкой служило все то же пространство Bibliotech. Проблемы появились там, где их не ждали. Во-первых, курсы оказались свехпопулярными, народу было очень много. Во-вторых, делать школу — это менеджмент. Никто в нем силен не был, это отнимало немало времени и сил.
Трегуб считает, что становлению Projector помогла и удача. Мало кто понимал, насколько большой может стать digital-индустрия в стране, хотя крупные компании в Украине уже работали. А вот учиться было негде. «Поэтому с середины 2014-го мы начали активно «качать» эту тему, а в начале 2015 года уже запустили свои первые курсы», — вспоминает предприниматель. Не последнюю роль сыграла и популяризация Facebook, который помогал в распространение информации и коммуникации.

Запустили Projector с трех курсов, площадкой служило все то же пространство Bibliotech. Проблемы появились там, где их не ждали. Во-первых, курсы оказались свехпопулярными, народу было очень много. Во-вторых, делать школу — это менеджмент. Никто в нем силен не был, это отнимало немало времени и сил.
По воспоминаниям Трегуба, никто над самим названием заморачиваться не хотел. Он просто время от времени набирал Рыбачука и по телефону говорил, что ему пришло в голову. Типичным ответом было «Пфф, полный отстой». Однажды в разговоре всплыло слово «Прожектор». Понравилось. В нем заложен некий смысл: с одной стороны, это освещение пути, с другой — образование практичное, все строится на проектах. Так и появился Projector.
Как появилось название Projector?
По воспоминаниям Трегуба, никто над самим названием заморачиваться не хотел. Он просто время от времени набирал Рыбачука и по телефону говорил, что ему пришло в голову. Типичным ответом было «Пфф, полный отстой». Однажды в разговоре всплыло слово «Прожектор». Понравилось. В нем заложен некий смысл: с одной стороны, это освещение пути, с другой — образование практичное, все строится на проектах. Так и появился Projector.
Как появилось название Projector?
Учиться приходилось быстро. Из-за постоянного наплыва учеников помещения в Bibliotech не хватало. Местные администраторы, помогавшие организовать процесс, в один момент сказали, что не готовы помимо пространства менеджерить еще и школу. Так Projector уже в 2015 году переехал на Верхний Вал, заняв 170 квадратных метров. А через некоторое время снял дополнительно еще 100 кв. м, увеличив общее число курсов с трех до шести. На переезд потратили около $6000, часть из которых дал Трегуб, отказавшись от покупки машины, часть заработали на предыдущих курсах.
Учиться приходилось быстро. Из-за постоянного наплыва учеников помещения в Bibliotech не хватало. Местные администраторы, помогавшие организовать процесс, в один момент сказали, что не готовы помимо пространства менеджерить еще и школу. Так Projector уже в 2015 году переехал на Верхний Вал, заняв 170 квадратных метров. А через некоторое время снял дополнительно еще 100 кв. м, увеличив общее число курсов с трех до шести. На переезд потратили около $6000, часть из которых дал Трегуб, отказавшись от покупки машины, часть заработали на предыдущих курсах.
Курсы в основном проводились вечером. Чтобы помещение не простаивало, в нем открыли коворкинг. Там можно было поработать всего за 55 грн/день (цена 2015 года), помещение за счет этого отбивало часть расходов. В добавок, за счет посетителей коворкинга была идея развивать направление курсов и создавать некое комьюнити Projector. Вместе с открытием своего помещения впервые стало ясно, что Projector — это не что-то «воздушное», а полноценная школа. Появились менеджеры, администраторы, лекторы и т.д. В течение следующего года было запущено еще 12 курсов, темп взяли достаточно быстрый и не планировали его сбавлять.

Школа Projector в то время уже была далеко не единственным в Киеве подобным образовательным учреждением. Например, в 2013 году появилась Kyiv Academy of Media Arts . Ее запустили супруги Сергей и Анна Вовк, а также сооснователь banda.agency Павел Вржещ. В конце 2015-го Марина Батуринец создала школу коммуникации Bazilik. В том же 2015-ом запустилась и Высшая школа коммуникаций. Конкурентов хватало.
Курсы в основном проводились вечером. Чтобы помещение не простаивало, в нем открыли коворкинг. Там можно было поработать всего за 55 грн/день (цена 2015 года), помещение за счет этого отбивало часть расходов. В добавок, за счет посетителей коворкинга была идея развивать направление курсов и создавать некое комьюнити Projector. Вместе с открытием своего помещения впервые стало ясно, что Projector — это не что-то «воздушное», а полноценная школа. Появились менеджеры, администраторы, лекторы и т.д. В течение следующего года было запущено еще 12 курсов, темп взяли достаточно быстрый и не планировали его сбавлять.

Школа Projector в то время уже была далеко не единственным в Киеве подобным образовательным учреждением. Например, в 2013 году появилась Kyiv Academy of Media Arts . Ее запустили супруги Сергей и Анна Вовк, а также сооснователь banda.agency Павел Вржещ. В конце 2015-го Марина Батуринец создала школу коммуникации Bazilik. В том же 2015-ом запустилась и Высшая школа коммуникаций. Конкурентов хватало.
Разговор один на один с куратором большо годичного курса — в Projector его назвали «профессиум» — не походил на стандартный диалог потенциального студента и человека из коммерческой школы. Вместо того, чтобы уговаривать поступить и заплатить $3000 за год обучения, куратор объяснял сидевшему напротив кандидату, почему этого делать не стоит. «Будет сложно», — честно сказал преподаватель, начав перечислять число лекций, проектов, домашних заданий и т.д. Впрочем, это и так было понятно: чтобы попасть на это собеседование, пришлось подать заявку, подготовить целое письмо с мотивацией, описанием своей предыдущей работы, а затем пройти достаточно непростой 8-часовой экзамен и быть готовым отдать кругленькую сумму за обучение. На него пришло 75 человек. В группе профессиума, который стартовал в сентябре этого года, всего 22 человека.
Большая школа
БОЛЬШАЯ ШКОЛА
Разговор один на один с куратором большо годичного курса — в Projector его назвали «профессиум» — не походил на стандартный диалог потенциального студента и человека из коммерческой школы. Вместо того, чтобы уговаривать поступить и заплатить $3000 за год обучения, куратор объяснял сидевшему напротив кандидату, почему этого делать не стоит. «Будет сложно», — честно сказал преподаватель, начав перечислять число лекций, проектов, домашних заданий и т.д. Впрочем, это и так было понятно: чтобы попасть на это собеседование, пришлось подать заявку, подготовить целое письмо с мотивацией, описанием своей предыдущей работы, а затем пройти достаточно непростой 8-часовой экзамен и быть готовым отдать кругленькую сумму за обучение. На него пришло 75 человек. В группе профессиума, который стартовал в сентябре этого года, всего 22 человека.
если человека нужно подтянуть, то лучше всего – завалить практикой
С ростом популярности школы ограниченный набор студентов стал реальностью для Projector. По словам Трегуба, есть курсы, спрос на которые гораздо выше предложения. Но набирать неограниченное число студентов не хотят: в таком случае обучение не получиться сделать эффективным, а значит в нем не будет смысла. Преподавателю будет сложно уследить за большим числом студентов, проверить их практические работы, работать с каждым. Из-за этого и возникают ситуации, когда нужное число людей — от 10 до 20 человек — набирают достаточно быстро и сталкиваются с негативом от тех, кто хотел, но не успел.

Еще одна причина отбора — равновесие в группе. Набрав очень сильных или, наоборот, очень слабых, в группе будет расфокус. Вместо того, чтобы следовать программе, преподаватель будет заниматься подтягиванием отстающих. Или, например, нужны определенные умения. На свой курс Global PR Юлия Петрик из MacPaw брала только людей, которые умеют говорить на английском: «Я не могла допустить мысль о том, что на рынке появятся специалисты после курса Global PR, не умеющие писать и свободно говорить на английском».
С ростом популярности школы ограниченный набор студентов стал реальностью для Projector. По словам Трегуба, есть курсы, спрос на которые гораздо выше предложения. Но набирать неограниченное число студентов не хотят: в таком случае обучение не получиться сделать эффективным, а значит в нем не будет смысла. Преподавателю будет сложно уследить за большим числом студентов, проверить их практические работы, работать с каждым. Из-за этого и возникают ситуации, когда нужное число людей — от 10 до 20 человек — набирают достаточно быстро и сталкиваются с негативом от тех, кто хотел, но не успел.

Еще одна причина отбора — равновесие в группе. Набрав очень сильных или, наоборот, очень слабых, в группе будет расфокус. Вместо того, чтобы следовать программе, преподаватель будет заниматься подтягиванием отстающих. Или, например, нужны определенные умения. На свой курс Global PR Юлия Петрик из MacPaw брала только людей, которые умеют говорить на английском: «Я не могла допустить мысль о том, что на рынке появятся специалисты после курса Global PR, не умеющие писать и свободно говорить на английском».
Кроме Киева, Projector работает также в Одессе и во Львове. Там меньше курсов, но когда находят подходящего лектора — запускают новые. Также проект развивают и на другие рынки: Прага, Лондон, Берлин. В каждой из локаций свой формат, пока — воркшопы и одиночные лекции. Но в будущем мощности планируют увеличивать. Смотреть лекции также можно онлайн.
не только киев
Кроме Киева, Projector работает также в Одессе и во Львове. Там меньше курсов, но когда находят подходящего лектора — запускают новые. Также проект развивают и на другие рынки: Прага, Лондон, Берлин. В каждой из локаций свой формат, пока — воркшопы и одиночные лекции. Но в будущем мощности планируют увеличивать. Смотреть лекции также можно онлайн.
не только киев
С ростом числа курсов стало понятно, что места на Валу не хватает, это сдерживало развитие школы. Дом на «Воздвиженке», в котором до марта будет находится школа (потом Projector снова переедет в здание побольше), нашелся случайно: планировали арендовать совсем другое здание, но переговоры сорвались, а нынешний вариант предложили как резерв. Трегубу понравилось, ведь им достался отдельный особняк, еще и с задним двором. Как и раньше, днем здание выполняет функцию коворкинга, вечером помещения занимали кураторы курсов и студенты. Поскольку коворкинг не круглосуточный, а лишь до 19:00 (далее начинались занятия), то и цена в Projector одна из самых низких на рынке.

По словам Трегуба, выручка с коворкинга составляет лишь 10% от общей выручки всей школы. Чтобы именно коворкинг приносил больше денег, необходимо сильно повышать цену и делать место, где люди готовы платить большие чеки. «Так, например, получается у Platforma и Creative Quarter. Сейчас у нас такой задачи даже не стоит», — рассказывает Трегуб. Основной источник дохода — курсы.
С ростом числа курсов стало понятно, что места на Валу не хватает, это сдерживало развитие школы. Дом на «Воздвиженке», в котором до марта будет находится школа (потом Projector снова переедет в здание побольше), нашелся случайно: планировали арендовать совсем другое здание, но переговоры сорвались, а нынешний вариант предложили как резерв. Трегубу понравилось, ведь им достался отдельный особняк, еще и с задним двором. Как и раньше, днем здание выполняет функцию коворкинга, вечером помещения занимали кураторы курсов и студенты. Поскольку коворкинг не круглосуточный, а лишь до 19:00 (далее начинались занятия), то и цена в Projector одна из самых низких на рынке.

По словам Трегуба, выручка с коворкинга составляет лишь 10% от общей выручки всей школы. Чтобы именно коворкинг приносил больше денег, необходимо сильно повышать цену и делать место, где люди готовы платить большие чеки. «Так, например, получается у Platforma и Creative Quarter. Сейчас у нас такой задачи даже не стоит», — рассказывает Трегуб. Основной источник дохода — курсы.
Приглашенный лектор выступает с докладом на определенную тему. Лекции проходят практически ежедневно, стоимость для посетителя — 200 грн.
лекции
курсы
Продолжительность от одного до трех месяцев. Цена — от 4500 до 12 000 грн за месяц.
профессиум
Новый для школы формат, он занимает учебный год. Стоимость превышает 80 000 за весь год.
Воркшопы
Они, в отличие от лекций, идут практически весь день. Стоимость колеблется, но обычно в несколько раз выше обычного доклада.

сейчас школа зарабатывает
на нескольких форматах:
В Projector порядка 60 курсов, это не предел. Трегуб не раскрывает финансовых показателей школы, но указывает, что ему принадлежит 70% Projector. Кроме него есть еще два партнера: один непубличен, второй — Рыбачук. Преподавателям платят. По мнению основателя школы, это честный обмен, так как Projector требует от них точно так же выкладываться на полную.

Как рассказывает Петрик, работать действительно приходится немало: лекции, домашние задания, актуальные кейсы, менторство. Подготовить один раз лекцию и потом читать ее следующим курсам — не вариант. «Рынок динамичен, выезжать на старом материале нереально», — добавляет она.
В Projector порядка 60 курсов, это не предел. Трегуб не раскрывает финансовых показателей школы, но указывает, что ему принадлежит 70% Projector. Кроме него есть еще два партнера: один непубличен, второй — Рыбачук. Преподавателям платят. По мнению основателя школы, это честный обмен, так как Projector требует от них точно так же выкладываться на полную.

Как рассказывает Петрик, работать действительно приходится немало: лекции, домашние задания, актуальные кейсы, менторство. Подготовить один раз лекцию и потом читать ее следующим курсам — не вариант. «Рынок динамичен, выезжать на старом материале нереально», — добавляет она.
Поиск нужных преподавателей — одна из самых сложных заданий. Projector ценят за то, что кураторы не только читают лекции, но и дают много практики. Более того, они сами должны быть экспертами в своей теме. Другими словами, те, кто будет читать курс, должны работать в компаниях и показывать реальный результат.

До того, как взяться за курс, потенциального кандидата приглашают прочесть лекцию. Если результат положительный и есть обратная связь от аудитории, зовут еще раз. Затем воркшоп. Это сложнее, поскольку требует более серьезной подготовки материала, взаимодействия со студентами, выдачи им практических заданий. Если и тут человек справляется, Трегуб встречается и предлагает запустить курс. Новый вызов для лектора — подготовить программу на месяц или три. Школа помогает: программу могут переделывать 5-7 раз. Для лектора это проверка: он не просто хочет свой курс, но и знает, как сделать его хорошо.
Проблема в том, что таких людей обычно не так много: у них есть основная работа, семья, планы на вечер. Поэтому не все готовы отказаться от активных выходных и поменять их на проверку домашних заданий студентов. По словам Дениса Судилковского, CDO компании ЛУН, курирующего как раз большой годовой курс, еженедельно он тратит на Projector 15 часов.

Если преподаватель отказывается от следующего набора, курс на время закрывают и ищут нового. Если не находят, курс могут и не вернуть. Точно так же обстоят дела и с запусками новых курсов — если нужных людей нет, открывать курс с кем попало не будут. Поэтому курсов в Одессе и Львове намного меньше, они запускаются лишь в том случае, если удается найти хороших преподавателей. Если же курс не зашел, людям не понравилось, процент тех, кто закончил, совсем низкий, курс тоже закроют. Таких, по словам Трегуба, было всего два.
Поиск нужных преподавателей — одна из самых сложных задач. Projector ценят за то, что кураторы не только читают лекции, но и дают много практики. Более того, они сами должны быть экспертами в своей теме. Другими словами, те, кто будет читать курс, должны работать в компаниях и показывать реальный результат.

До того, как взяться за курс, потенциального кандидата приглашают прочесть лекцию. Если результат положительный и есть обратная связь от аудитории, зовут еще раз. Затем воркшоп. Это сложнее, поскольку требует более серьезной подготовки материала, взаимодействия со студентами, выдачи им практических заданий. Если и тут человек справляется, Трегуб встречается и предлагает запустить курс. Новый вызов для лектора — подготовить программу на месяц или три. Школа помогает: программу могут переделывать 5-7 раз. Для лектора это проверка: он не просто хочет свой курс, но и знает, как сделать его хорошо.

Проблема в том, что таких людей обычно не так много: у них есть основная работа, семья, планы на вечер. Поэтому не все готовы отказаться от активных выходных и поменять их на проверку домашних заданий студентов. По словам Дениса Судилковского, CDO компании ЛУН, курирующего как раз большой годовой курс, еженедельно он тратит на Projector 15 часов.

Если преподаватель отказывается от следующего набора, курс на время закрывают и ищут нового. Если не находят, курс могут и не вернуть. Точно так же обстоят дела и с запусками новых курсов — если нужных людей нет, открывать курс с кем попало не будут. Поэтому курсов в Одессе и Львове намного меньше, они запускаются лишь в том случае, если удается найти хороших преподавателей. Если же курс не зашел, людям не понравилось, процент тех, кто закончил, совсем низкий, курс тоже закроют. Таких, по словам Трегуба, было всего два.
Как проходит отбор преподавателей курсов
Один из самых ответственных новых проектов сегодня — профессиум. Это не просто курс. Обучение длится год. Занятия три раза в неделю, всего их более 120. Куратор готовит большую программу, дает огромное число домашних заданий. Как рассказал автору материала один из студентов, учиться действительно непросто. Тех, кто будет плохо учиться, могут выгнать. Вести годовые курсы допускают только самых проверенных лекторов, у которых есть большой кредит доверия. Для Трегуба это важно, поскольку годовой курс — это первый этап к построенную чего-то действительно большого. Университета.
Один из самых ответственных новых проектов сегодня — профессиум. Это не просто курс. Обучение длится год. Занятия три раза в неделю, всего их более 120. Куратор готовит большую программу, дает огромное число домашних заданий. Как рассказал автору материала один из студентов, учиться действительно непросто. Тех, кто будет плохо учиться, могут выгнать. Вести годовые курсы допускают только самых проверенных лекторов, у которых есть большой кредит доверия. Для Трегуба это важно, поскольку годовой курс — это первый этап к построенную чего-то действительно большого. Университета.
Projector многие называют «школой дизайна». Сейчас бизнесу это даже немного вредит. В школе можно изучать не только дизайн, но и математику, data science, маркетинг, разработку, видеопродакшн, программирование, алгоритмику и даже английский. Все для разных уровней.

Под конец разговора с Трегубом становится понятно, что все это обилие курсов создается не просто так. Как и запуск годичного курса. Нынешняя амбиция основателя Projector — построить настоящий университет.
Высшее учебное заведение
Высшее учебное заведение
Projector многие называют «школой дизайна». Сейчас бизнесу это даже немного вредит. В школе можно изучать не только дизайн, но и математику, data science, маркетинг, разработку, видеопродакшн, программирование, алгоритмику и даже английский. Все для разных уровней.

Под конец разговора с Трегубом становится понятно, что все это обилие курсов создается не просто так. Как и запуск годичного курса. Нынешняя амбиция основателя Projector — построить настоящий университет.

Если бы мы задались такой целью, то просто бы завалились
«Если бы мы задались такой целью, то скорее всего получили бы нужные документы. Но просто бы завалились — мы умели делать короткие курсы, давать «быстрые» знания. Университет — это более глубокие знания, которые требуют другого опыта», — рассказывает Трегуб. Для этого и потребовались профессиумы — чтобы научиться «играть вдолгую». В этом году годичных курсов три, в следующем планируют удвоить их число — 6-7, а затем еще раз — до 15-16.

Судилковский, отвечая на вопрос, почему согласился на год привязать себя к учебному процессу, называет ряд причин. «Время от времени есть запрос на сильных дизайнеров со стороны ЛУН. Далее — личная обида на отечественную систему образования, которая безнадежно отстает не только от мировых трендов, но даже от общих стандартов. А еще это вызов со стороны отрасли: на момент запуска курса никто не знал, как системно учить продуктовому дизайну, а спрос на кадры только растет», - объясняет Денис. По его мнению, сегодня только украинский рынок может дать работу 5000 специалистам.
«Если бы мы задались такой целью, то скорее всего получили бы нужные документы. Но просто бы завалились — мы умели делать короткие курсы, давать «быстрые» знания. Университет — это более глубокие знания, которые требуют другого опыта», — рассказывает Трегуб. Для этого и потребовались профессиумы — чтобы научиться «играть вдолгую». В этом году годичных курсов три, в следующем планируют удвоить их число — 6-7, а затем еще раз — до 15-16.

Судилковский, отвечая на вопрос, почему согласился на год привязать себя к учебному процессу, называет ряд причин. «Время от времени есть запрос на сильных дизайнеров со стороны ЛУН. Далее — личная обида на отечественную систему образования, которая безнадежно отстает не только от мировых трендов, но даже от общих стандартов. А еще это вызов со стороны отрасли: на момент запуска курса никто не знал, как системно учить продуктовому дизайну, а спрос на кадры только растет», - объясняет Денис. По его мнению, сегодня только украинский рынок может дать работу 5000 специалистам.
В 2016 году руководитель дизайн-бюро The23 Максим Ширко и основатель школы Projector Александр Трегуб запустили онлайн-журнал Telegraf. Идея создать свой проект появилась из-за нехватки информации: элементарные вещи и так были известны, хотелось чего-то большего. Например, аналитики, разборов, глубоких серьезных материалов. К тому же, в Украине были свои профессионалы, о которых хотелось рассказать. «В идеале, чтобы украинские дизайнеры превращались в таких себе «рок-звезд», у них должны появиться поклонники и признание», — рассказывали ранее основатели Telegraf AIN.UA.

Оказалось, что аудитория у нишевого издания о дизайне есть: сначала удалось выйти на посещаемость в 20 000 человек/месяц. На пике она составляла до 130 000 человек/месяц. Для основателей проекта это полноценное издание, а не маленькое хобби. Оно не приносит деньги (рекламы нет), но позволяет создавать комьюнити и социальный капитал.
В 2016 году руководитель дизайн-бюро The23 Максим Ширко и основатель школы Projector Александр Трегуб запустили онлайн-журнал Telegraf. Идея создать свой проект появилась из-за нехватки информации: элементарные вещи и так были известны, хотелось чего-то большего. Например, аналитики, разборов, глубоких серьезных материалов. К тому же, в Украине были свои профессионалы, о которых хотелось рассказать. «В идеале, чтобы украинские дизайнеры превращались в таких себе «рок-звезд», у них должны появиться поклонники и признание», — рассказывали ранее основатели Telegraf AIN.UA.

Оказалось, что аудитория у нишевого издания о дизайне есть: сначала удалось выйти на посещаемость в 20 000 человек/месяц. На пике она составляла до 130 000 человек/месяц. Для основателей проекта это полноценное издание, а не маленькое хобби. Оно не приносит деньги (рекламы нет), но позволяет создавать комьюнити и социальный капитал.


Журнал дизайнеров
Профессиум — не замена нынешнему высшему образованию. Трегуб осторожен в высказываниях. Он не готов рекомендовать годичный курс как замену университету, хотя и признает, что нынешнее высшее образование в Украине не соответствует времени.

Работы много. Пока в Projector не знают, делать ли университет согласно украинскому законодательству или же покупать франшизу, например, британских или французских учебных заведений. В первом случае выдаваться будет местный диплом, что все еще важно для многих детей и их родителей. Проблема в том, что сбор документов может занять много времени, а список требований — огромен. Например, Трегубу нужно стать кандидатом наук, а рядом с курсом UX должны появится общеобразовательные предметы вроде социологии и украинского языка. В этом, правда, основатель Projector проблемы не видит: лишними дополнительные знания не будут. Главное — не просто их учить, а знать, как можно применить.
Профессиум — не замена нынешнему высшему образованию. Трегуб осторожен в высказываниях. Он не готов рекомендовать годичный курс как замену университету, хотя и признает, что нынешнее высшее образование в Украине не соответствует времени.

Работы много. Пока в Projector не знают, делать ли университет согласно украинскому законодательству или же покупать франшизу, например, британских или французских учебных заведений. В первом случае выдаваться будет местный диплом, что все еще важно для многих детей и их родителей. Проблема в том, что сбор документов может занять много времени, а список требований — огромен. Например, Трегубу нужно стать кандидатом наук, а рядом с курсом UX должны появится общеобразовательные предметы вроде социологии и украинского языка. В этом, правда, основатель Projector проблемы не видит: лишними дополнительные знания не будут. Главное — не просто их учить, а знать, как можно применить.
В идеале, чтобы украинские дизайнеры превращались в таких себе «рок-звезд»
Во втором случае проще, потому что документы не нужны — выдается диплом зарубежного университета, местное отделение не подчиняется правилам украинского Министерства образования. Но франшиза стоит денег.

Какой вариант выберут — пока неизвестно. В любом случае, на реализацию плана Трегуб закладывает еще 3-4 года. Они уйдут на отлаживание модели длинных курсов, изучение матчасти, подготовку команды к большому проекту. К тому же, нужно найти преподавателей, способных не просто начитывать лекции по десятку разных предметов, а давать реальное образование. По словам Трегуба, именно за это Projector сейчас и любят.

А девушка, которая настойчиво требовала взять ее на курс, таки попала в группу. Так везет не всем.
Во втором случае проще, потому что документы не нужны — выдается диплом зарубежного университета, местное отделение не подчиняется правилам украинского Министерства образования. Но франшиза стоит денег.

Какой вариант выберут — пока неизвестно. В любом случае, на реализацию плана Трегуб закладывает еще 3-4 года. Они уйдут на отлаживание модели длинных курсов, изучение матчасти, подготовку команды к большому проекту. К тому же, нужно найти преподавателей, способных не просто начитывать лекции по десятку разных предметов, а давать реальное образование. По словам Трегуба, именно за это Projector сейчас и любят.

А девушка, которая настойчиво требовала взять ее на курс, таки попала в группу. Так везет не всем.
© 1999-2018 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками "Новости компаний" и PR публикуются на правах рекламы.