Маркетинг здорового бизнеса
Интервью с Виталием Цудом, SEO-Studio
Материал подготовлен при поддержке SEO-Studio
SEO-Studio занимается интернет-маркетингом с 2006 года. Агентство одним из первых на постсоветском пространстве стало работать в этой нише, и сегодня является премиум-партнером Google в Украине. Генеральный директор SEO-Studio Виталий Цуд рассказал редакции AIN.UA о тяжелом выходе из кризиса и есть ли гарантии в SEO.
О ситуации на рынке
Полтора года назад вы написали колонку для AIN.UA, где рассказывали о текущей ситуации на рынке. Все выглядело достаточно депрессивно. Что сейчас?
Очередной выход из кризиса, если не будет нового. Для преодоления любого кризиса нужно время, год-два, люди привыкают и входят в новый ритм. Мы уже третий кризис переживаем и поднимаемся на ноги. Сначала бизнес замерзает, что-то отпадает, что-то оттаивает и начинает давать зеленые ростки. Мне кажется, ситуация сейчас именно такая.
В какой момент вы почувствовали на себе начало выхода из кризиса?
Всем сейчас тяжело. Но бизнес всегда занимает столько места, сколько есть на рынке. Если с кризисом рушатся планы у одних игроков, то другие видят в этом возможность для своего роста. Или приходят новые компании и получают шанс закрепиться. Поэтому мы как игрок в сфере b2b относительно хорошо себя чувствуем. Если ты хорошо делаешь работу, то она всегда будет востребована.
Как в таком сегменте, как интернет-маркетинг, что-то можно гарантировать новым клиентам? Что вы можете обещать, особенно в кризис?
У нас покупают не трафик, а компетенцию
Постоянно задают этот вопрос. И я постоянно отвечаю - мы гарантируем клиенту качественную работу.

Часто бывает так — в агентство приходит бизнес с бюджетом на продвижение и буквально избавляется от этих денег. Говорит: «Вот, я теперь знаю, кто у меня будет отвечать за весь мой маркетинг, вот деньги». Но это неправильно. Правильно, когда бизнес говорит: «Я хочу купить вашу компетенцию, у меня есть свое понимание, но не хватает знаний, практики». Владелец бизнеса не должен знать нюансов нашей работы. Но важно, чтобы он был вовлечен.

При этом важно понимать, что наша ответственность заканчивается ровно там, где собственник говорит: «Нет, я этого делать не буду». Иногда нужно переделать сайт, бизнес-процессы, установить аналитику, которая поможет понять, куда тратятся деньги, какой путь клиента от захода на сайт до звонка, как проходит обработка и где он отваливается. Есть определенная цепочка действий, которая начинается с трафика на сайте, продолжается в процессе работы по телефону, а потом превращается в заказ, деньги и возврат клиента. Чтобы держать этот жизненный цикл под контролем, нужно ставить много контрольных точек. Самое сложное в нашей работе – когда мы работаем без них и единственная такая точка – это интуиция собственника. К сожалению, это самая распространенная ситуация.
А кто продумывает контрольные точки?
Это достаточно очевидные вещи. Когда на сайте есть аналитика, с контрольными точками проблем нет. Дальше – в аналитике настраиваются цели. С этим тоже нет проблем. Но вот когда дело доходит до телефонного звонка, начинаются сложности. Нужно установить трекинг, телефонию, которая связана с CRM-системой, с дальнейшим отслеживанием судьбы пользователя, за которого уже заплачены деньги. Есть огромное количество технологий для отслеживания. Собственники это знают, но они тяжелы на подъем. В определенный момент бизнес, который знает о проблемах, но ничего не делает, говорит: «Все, а у меня уже нет денег, я устал этим заниматься».

Часто мы находим проблемы в бизнесе клиента. Разговор заканчивается тем, что он решает вообще не тратиться на рекламу, потому что думает, что ничего не сделает со своими проблемами. И это проблема номер один для нас – когда у них опускаются руки, а мы не можем ничего предпринять, чтобы замотивировать навести порядок в собственном проекте. Так бывает с каждым вторым из тех, кто прекращает работу с нами.

Какой жизненный цикл у клиента в агентстве обычно?
1-2 года. В основном люди работают-работают и либо понимают, что уже вышли на определенный уровень взаимодействия и эффективнее не получится, либо они находят специалистов себе в штат, которые поддерживают все на тех же оборотах, либо наступают жизненные перипетии.
Какие еще гарантии могут быть?
Агентство может давать гарантию на свою работу, как мы и делаем. Это хорошо получается в таких четких метриках, как контекстная реклама. Мы работаем в системе и можем прогнозировать результат, эффективность действий, просчитать конверсию, ROI. Это вариант, как правило, характерен для среднего и большого бизнеса. К нам приходит клиент, у которого все в норме, но он хочет вкладывать деньги более эффективно. Для него изменение конверсии даже на 1% в конце месяца может дать эффект на десятки тысяч долларов. Тогда агентство, глядя на то, что сейчас есть, говорит: «Хорошо, ваши процессы заканчивается вот этими показателями, мы начинаем работать». Окунаемся в процесс, делаем аудит, смотрим, что мы можем улучшить и даем прогноз. Например, улучшение какого-то параметра даст прирост 20%. Здесь оно нам даст пропорциональный сдвиг на наших контрольных точках, итоговое ROI вырастет вот таким образом и т.д. Тогда мы можем сказать клиенту, что гарантируем повышение ROI на х%. Или конверсии в определенных пределах.

Если бизнес небольшой, нет контрольных точек, тогда мы задействуем нашу экспертизу и говорим, что работаем как консультанты. Даем консультацию, даем ТЗ на улучшения. Работаем с внешними факторами, на которые можем повлиять.

Вы отказываетесь от клиента, если его не получается обучить?
Мы стараемся обучать, потому что клиенты иногда ведут себя так из-за недостатка знаний, заблуждений или предыдущего негативного опыта. Идеальный клиент – это тот, у которого есть достаточно денег и мотивации меняться самому. А клиент, который не хочет принимать наши рекомендации, это как пациент, который приходит к доктору, но лечиться не хочет.

Хотя все с порога утверждают, что лечиться хотят, готовы внедрять ТЗ, сделать со своей стороны все, что нужно. Но когда узнают, что именно нужно переделывать, выясняется, что некоторые даже не знают, где доступ к собственному сайту, вы представляете? Идет 2017 год, в мире развивают искусственный интеллект и виртуальную реальность, которые вот-вот изменят эпоху, а украинский бизнес до сих пор в своей массе не знает, где хранятся доступы к сайту, домену, кто регистрировал хостинг. Страшно и смешно.

В какой момент компании или стартапу стоит обращаться к вам за поисковой оптимизацией?
Если нужен сайт-визитка для того, чтобы делать питчи инвесторам, то тут SEO не нужно в принципе, потому что сайт распространяется «по сарафану». Через визитки, промо-материалы, выступления на конференциях и презентации. Любой, кто знает название проекта, сможет найти его через поиск.

Если это стартап, например, софтверный, который уже конкурирует с теми, что есть на рынке, ему уже нужен трафик, клиенты, которые будут покупать его продукт. Если это не сайт-визитка из трех страничек, а полноценный ecommerce-проект, который должен продавать, то однозначно на этапе создания сайта нужно подключать SEO-специалистов для того, чтобы они заложили в него правильную структуру. На современном уровне сайты делаются не только удобными для людей, но и для роботов с точки зрения правильной структурной подачи информации.

Приведу простой пример. Есть у стартапа три продукта. Если на сайте одна страничка, где описаны все три продукта, то поисковый робот, заходя на эту страничку, понимает, что она о трех продуктах. Если у конкурирующего сайта под каждый продукт создана своя страничка с описанием и контентом, то тогда робот предпочтет второй сайт. Людям удобнее первый. Но все надо учитывать. Правильная структура сайта позволяет и раскрыть вопрос, и продать. Поэтому очень рекомендуется начинать делать сайт с правильной SEO-структуры. Так или иначе вы к этому придете, и тогда надо будет переделывать все заново. Столкнетесь с ситуацией, что у вас классный и удобный сайт, все на нем есть, но сайт вашего конкурента имеет в десять раз больше трафика при прочих равных.

О том, зачем нужно собственное ПО
Вы используете много собственного ПО в работе. Можете рассказать о том, почему вы пришли к этому, что это дает вам и клиентам?
Программное обеспечение мы начали разрабатывать с момента создания компании. Мы редко используем готовый софт, потому что в те годы, когда проходило становление компании, готового софта не было.

Мы начали с собственной CRM и ERP-системы, в которой вели учет и проекты. Со временем в нее добавляли модулями те возможности, которые были нужны для SEO и для контекстных проектов. Сейчас у нас собственная система поддерживается штатом программистов. Дополнительно мы для себя написали несколько служебных программ для сканирования сайтов, анализа ссылочной массы, управления контекстной рекламой, в частности, рекламой по моделям.

У нас есть ПО для подбора ключевых запросов, для анализа сайта. Есть функциональные модули, которые используются для анализа и продвижения, мониторинга оптимизации сайтов, которую собственники иногда случайно сносят или затирают другими файлами. Все, что нам нужно для наших работ, интегрируем в ERP-систему.

А клиенты имеют туда доступ?
У клиентов есть личный кабинет. Там же делаем отчеты о нашей работе. Это нужно для того, чтобы мы могли иметь под рукой всю необходимую информацию о сайте и не приходилось лишний раз запрашивать ее у менеджера.

Некоторые программы, которыми мы пользуемся, создавались потому, что для Украины их западные аналоги закрыты. Нововведения Google идут из США и дальше по ниспадающей доходят до нас. Например, у Google на Западе есть такой сервис – Google Merchant. При поиске товара он предлагает рекламу именно этого товара с ценами. И магазины в Google Adwords могут отправить туда свои XML-выгрузки, настроить все просто и быстро. И все это будет работать и синхронизироваться в автоматическом режиме.

Например, человек в поиске вводит конкретную модель ноутбука. Это очень горячий клиент. Он точно пришел за покупкой, он в самом конце воронки. Ему высвечивается контекстная реклама этой модели. А теперь представьте. У крупного интернет-магазина есть миллион товаров. Если добавлять их в AdWords вручную, то можно свихнуться. Кроме того, нужно постоянно следить за тем, есть ли товары на складе. А PPC денег стоит. На западе у Google есть сервис, который позволяет автоматически крутить рекламу по моделям. В Украине этот сервис пока закрыт. Нам пришлось программировать его своими силами. Когда он будет в Украине – неизвестно. А интернет-магазинам такой инструмент нужен, понятно.

Получается, что интернет-магазин в Украине без стороннего софта такие возможности никак не может получить?
Да. Нельзя сказать, что он есть только у нас. Он есть у нескольких разработчиков. Но его написать и поддерживать – это отдельная сложная задача, поэтому он есть только у крупных агентств.
О профессионалах и шарлатанах
Как компании, которая обращается за продвижением, понять, что она попала в хорошие руки?
$200 — не бюджет, чудес не бывает
Сложно понять, когда нужно выбирать из мелких игроков. Да, бывают талантливые команды, которые находятся в начале своего пути на рынке.

В качестве надежных факторов я бы смотрел на размер компании и возраст на рынке. Если она крупная, значит ей доверилось большое количество клиентов. Если работает хотя бы пять лет, значит пережила уже несколько кризисов, сплотила вокруг себя команду и смогла удержать клиентов. Есть специалисты, клиентская база, все это имеет масштаб. Если в офисе сидит человек 20-30, то уже понятно, что если дать задачу этой компании, то там хотя бы есть люди, которые ее выполнят.

Дальше стоит познакомиться с людьми, которые будут делать работу конкретно для вашего бизнеса. Это нужно делать на том этапе, когда уже есть просчет, цена устраивает и вы готовы приступать. Если вы видите, что люди адекватные и знают, что делать дальше, то можно подписывать договор. Это должны быть штатные сотрудники.

В маленьких и молодых командах бывает проблема, когда никто не знает что делать, процессы не выстроены. Когда приходит клиент, они начинают на ходу придумывать как будут делать работу, как показывать отчеты, сколько ресурсов потратят, какие действия надо будет предпринять и как это соизмеряется с деньгами, которые платит клиент.

Если обещают «все сделать» на ваши $200, значит где-то переоценивают свои силы, потому что чудес не бывает. Или им так хочется заполучить клиента, что они готовы наобещать нереальные вещи.
А есть какие-то маячки в обещаниях, которые указывают на то, что лучше поискать кого-то еще?
Если обещают слишком быстро, слишком много и слишком туманно, понятно, что дело рисковое.

Например, если вам пообещали запустить контекстную рекламу за один день, это обман. Технологии, которые имеют быстрый старт, все равно требуют времени. Нужно создать аккаунт, пополнить его, завести туда рекламную кампанию, пройти все этапы валидации Google. Ее еще надо наполнить, настроить, связать с системами аналитики и согласовать с клиентом. И только потом – старт. Это занимает порядка пяти рабочих дней. Если обещают за один день запустить, то это значит, что люди лукавят. Осознанно или неосознанно. Плохо, когда неосознанно – это значит, что они никогда этого не делали раньше. Запуск подразумевает, что люди уже кликают и пошли звонки. Но некоторые выдают процесс за результат. Надо понимать, что процесс состоит из стадий, их надо показать клиенту, чтобы он понимал, что время нужно не из-за некомпетентности, а из-за особенностей технологии. Это честный и адекватный подход.

О больных местах и других рынках
Мы уже поговорили о том, что клиенты часто не понимают, что требуется от них. Есть какие-то общие проблемы на рынке, с которыми сталкиваетесь вы и конкуренты?
Всем наболела, если речь идет о малом бизнесе, финансовая составляющая. С каждым кризисом уменьшается емкость рынка в валюте. Чувствуется, что у клиентов стало меньше денег. То, что у нас есть работа всегда, это уже хорошо для нас. Но эта работа сложнее из-за того, что денег меньше, чем было в прошлые годы с каждого клиента. К тому же, сейчас сложнее удержать специалистов.
Вы осваиваете другие рынки?
У нас есть представительство в Казахстане и планы на другие страны. В Украине выгодно содержать бэк-офис. И уже несколько лет плотно работаем на запад.
Как сейчас обстоят дела в Казахстане?
В плане денег лучше. У них тоже был кризис и девальвация. Но там рынок не настолько насыщенный. Местных компаний мало, тяжело найти кадры, мало профессионалов. Он интересен тем, что еще сыроват и перспективен, хоть он и меньше украинского. За рубежом мы можем выигрывать за счет цены.
Есть еще какие-то больные места?
Если брать интернет-маркетинг, то невооруженным глазом видно, что отрасль развивается. Имеет место глобализация IT-индустрии, все сосредотачивается в руках Google, Facebook, Apple, Samsung, Microsoft. Из-за этого проблем нет, но нужно быть всегда в тренде. Благо мы имеем статус премиум-партнера Google и принимаем участие во всех мероприятиях, которые проводит «Google Украина». Но клиенты не всегда готовы внедрять инновации высокими темпами. Любая самая современная технология всегда сначала стоит дорого, но со временем превращается в must-have инструмент. Сейчас такая технология – это видеореклама. Но пока тяжело поднимать людей ею заниматься, хотя она и работает. Порог вхождения в видеорекламу – несколько тысяч долларов в месяц. Не каждый украинский бизнес может себе такое позволить.
Что дает статус премиум-партнера Google и сколько их в Украине?
Около 30, если не ошибаюсь. Это крупные агентства с большими клиентами и большим оборотом. Для Google это главное мерило.

Что это дает? Прежде всего - технологическое преимущество. Мы получаем доступ к бета-версиям продуктов, которые Google открывает для Украины. Любые нововведения и экспериментальные функции Google сначала открывает узкому кругу партнеров. Они тестируются, обкатываются, и только потом переходят в общий доступ. Кроме этого, мы имеем возможность запрашивать у Google маркетинговые исследования для наших клиентов, когда в этом есть потребность.

Google может проводить для нас специальные мероприятия. В прошлом году провели несколько воркшопов (как пример), в этом году продолжаем традицию.

С «Яндексом», кстати, так же. Любое агентство с большими оборотами получает их технологии в первых рядах. Мы помогаем им зарабатывать, принося пользу нашим клиентам.
Какая у вас приблизительно доля на рынке?
Точно входим в тройку агентств, которые занимаются теми же продуктами, что и мы. Мы не берем рынок медийки или креатива. Многие креативные агентства отдают часть работы подрядчикам. Для многих мы закрываем технические вопросы: SEO, контекст и прочее. Им, как правило, не интересно этим заниматься.
О переменах и перспективах
Как вы думаете, каким будет 2017 в плане бизнеса, что может измениться, в том числе в вашей сфере?
У нас все еще происходит перетекание из офлайна в онлайн. Люди пользуются интернетом еще больше. Соответственно, рекламные бюджеты перетекают тоже в онлайн. А в онлайне – мы и такие, как мы. Провалы в оборотах от кризиса компенсируются за счет роста рынка онлайн-маркетинга. На рынке наверняка появятся еще какие-то агентства, для них есть место. Автоматизация продолжает развиваться. Еще есть такая тенденция, и она сохранится на 2017 год – наши клиенты выходят на другие рынки. Они хотят работать за рубежом, и мы им помогаем запуститься там. Даже Google проводит обучающие мероприятия о том, как мы можем помочь украинском бизнесу выйти на зарубежные рынки.
Вы почувствовали на себе развитие 3G в Украине?
С приходом 3G у нас начали активнее заказывать мобильную верстку сайта. Плюс-минус в это время Google запустил инструменты для веб-мастеров, которые будут оценивать, насколько мобильная версия сайта соответствует 100-балльной шкале. В статистике посещаемости сайтов у нас только сейчас начались тенденции к росту аудитории, использующей мобильные устройства. В целом, переход на персональные устройства, то есть мобильные, это мировая тенденция.
© 1999—2017 AIN.UA
adv@ain.ua
Made on
Tilda