Глобальный кризис
не помешает развитию
IT-cферы
ЕВГЕНИЙ ПОНЯВИН, CEO LEVERX GROUP
О LeverX Group
1/10
LeverX Group объединяет две команды: LeverX и Emerline. Сегодня здесь работают более 1000 человек. Офисы компании расположены в Украине, Беларуси, США, Австрии, Польше, Узбекистане, России.

LeverX является стратегическим партнером немецкой компании SAP, разрабатывает и внедряет SAP-решения для таких крупных компаний, как KIA Motors, 3M, SAP, RETAL и других.

Компания под брендом Emerline занимается разработкой веб- и мобильных решений как для стартапов, так и для крупного бизнеса из Западной Европы и США. В портфеле есть и собственные продукты.
Международная IT-компания LeverX Group открыла офис в Киеве полгода назад. Сегодня здесь работает более 40 сотрудников, а до конца 2021 года планируется увеличить команду в три раза.

Ранее мы уже общались с руководителем киевского офиса LeverX Group Алексеем Яременко. В этот раз AIN.UA поговорил с Евгением Понявиным, СEO LeverX Group, о том, как компании удалось вырасти на 40% за прошлый год и какие подходы способствовали этому.

Также узнали, что помогает IT-индустрии во время кризиса держаться на плаву, как изменится мир под влиянием цифровизации и что будет с IT-сферой.


Как начинался путь в IT
2/10
Путь Евгения Понявина в IT начался «экзотически». В 1996 году он начал работать на минском предприятии, которое специализировалось на производстве интегральных схем и вычислительной техники. Во времена БССР это было мощное предприятие, но в середине 90-х оно испытывало огромные сложности, и молодые специалисты редко шли туда работать.
«У меня был красный диплом и предложение продолжить учебу в аспирантуре, но материальный вопрос тогда был для меня определяющим. Казалось, что все варианты заработка сводились к работе в торговле и, может быть, банковской сфере. Когда мне предложили работу в крупном автомобильном холдинге, я сразу согласился и, как оказалось, не прогадал: именно продажа ВАЗов в итоге и привела меня в IT», — говорит Евгений.
Спустя несколько лет в холдинге стартовал внутренний проект внедрения SAP ERP, и Евгений занялся модулем управления персоналом — SAP Human Capital Management. С этого момента и начался путь в IT: первый опыт внедрения Microsoft Axapta и SAP-решений по автоматизации бизнеса.

В 2005 году Евгений присоединился к команде LeverX как консультант по различным SAP-модулям. Занимался сопровождением и настройкой систем, кастомизацией процессов, иногда писал программный код.

«Тогда в нашей команде было четыре человека, сейчас — больше тысячи. У нас есть офисы в нескольких странах. На это ушло время, но путь каждой компании уникален, и я доволен путем, который прошла команда LeverX. Все начиналось, когда в Беларуси еще не было ПВТ, а сфера IТ не стала мейнстримом в наших странах».
Как развивалась компания
3/10
За три года в компании появились ростки того, что сегодня стало полноценными бизнес-направлениями LeverX. Основной деятельностью была разработка SAP-систем на ABAP, появлялись первые проекты по комплексному внедрению SAP-решений для клиентов. Число сотрудников к осени 2008 года выросло примерно до сорока человек.

В это же время стартовали первые небольшие проекты по мобильной и веб-разработке. В дальнейшем они стали основой для открытия нового направления деятельности и появления команды Emerline. Однако тут грянул глобальный кризис 2008 года.


Кризисы 2008, 2011 и 2020 годов. Как их преодолевала LeverX
4/10
1 сентября 2008 года Евгений Понявин стал директором минского офиса LeverX. Буквально через несколько недель начался мировой финансовый кризис, который стал для команды серьезным испытанием.

Когда наступил валютный кризис 2011 года, команда ориентировалась на западных заказчиков, поэтому появились лишь организационные проблемы. Топ-менеджмент искал варианты, как финансировать деятельность компании и выплачивать людям зарплату, чтобы они не теряли ее из-за падения курса валюты.
«Самым сложным и жестким был кризис в 2008-2009 годах: за две недели мы потеряли половину наших заказов. Перспективы были самые мрачные. В компании работало около 40 человек, а работы было на 20. Заказчики сильно урезали бюджеты и отменяли проекты», говорит Евгений.
Кризис 2020 года стал самым необычным, потому что у всех предыдущих были более-менее понятные, рациональные причины. Здесь было медицинское объяснение, однако оно не делало понятным, какое влияние на IT-сектор окажут глобальные ограничительные меры. Было много эмоций, панических настроений и беспокойства, в том числе и у крупных заказчиков.

В марте появились проблемы на финансовых рынках. Некоторые сегменты IT-сектора действительно пострадали, потому что остановились проекты и уменьшилось финансирование. Многие IT-компании прекратили набор и даже сократили штат сотрудников. LeverX в этот раз не пошла по этому пути.
«Самое ценное для нас — это команда, поэтому в любой кризис задача номер один — сохранить ее. Кризисы неизбежны, они приходят и уходят или становятся новой реальностью, а хорошие специалисты должны оставаться, чтобы двигаться вперед.

Поэтому мы, как и в предыдущие кризисы, никого не сокращали. Более того, продолжали набор новых сотрудников и взяли на себя затраты, связанные с увеличением подоходного налога в Беларуси в конце 2020 года».
По мере развития кризиса стало понятно: LeverX находится в одном из тех IT-сегментов, которые продолжат расти. И в целом IT-сфера стала одной из немногих индустрий, которая в глобальном масштабе не только не пострадала от последствий коронакризиса, но даже получила толчок к развитию.
Подготовка к кризису: какие меры следует принимать топ-менеджеру
5/10
«Генерал всегда готов к прошлой войне, так же и управленцы готовы к прошедшим кризисам. Но каждый следующий кризис всегда будет другим. На эту тему написаны тома, но нет общего рецепта. Мне близок подход, при котором система управления изначально максимально плоская и без бюрократии. По мере роста такой подход будет меняться, но сейчас он работает хорошо и позволяет гибко реагировать на кризисные ситуации», — комментирует Евгений.
Кризис всегда будет шоком, но его можно абсорбировать, пережить, чем-то пожертвовать, чтобы пройти через него. Основную роль играют люди, которые занимают ключевые позиции в компании на различных уровнях. И это не только управленцы. Они должны уметь действовать в кризисных условиях.

В итоге главная задача и самая большая ответственность топ-менеджера заключается в том, чтобы находить лидеров, способных сформировать вокруг себя сильную команду, у которой будет возможность развиваться в компании в нестандартных условиях, тем самым укрепляя и приумножая ее потенциал. По словам Евгения, топ-менеджеру нельзя зацикливаться на операционных вопросах — нужно заниматься людьми. Чем больше компания, тем больше работы с сотрудниками.
Идеи, которые меняют бизнес
6/10
Часто идеи приходят от других сотрудников к топ-менеджеру, который решает, какие из них можно реализовать. Чтобы проверить, принесет ли реализация идеи нужный результат, LeverX проводит воркшопы с использованием методологии дизайн-мышления.

Точно так же это работает в случае с любым другим руководителем. Хорошо, если человек может креативить, находясь на такой позиции. Но чем дальше, тем это сложнее и опаснее. Нужно слушать специалистов, которые тебя окружают. Выбирать лучшее решение, что тоже непросто, ведь советы часто противоречат друг другу и требуют от руководителя погружения в предлагаемое ноу-хау. Руководитель должен иметь практический опыт и пройти всю «производственную цепочку», чтобы понимать сложность решаемых задач.
Главная особенность LeverX Group
7/10
LeverX Group изначально строили так, чтобы ее структура была максимально горизонтальной. Сегодня у команды небольшая администрация, хотя они уже превысили отметку в 1000 человек. Есть отрегулированные стержневые процессы, но в целом компания гибко адаптируется в изменяющихся условиях рынка. Такой подход предполагает, что сотрудник обладает максимальной степенью свободы и может реализовать свой потенциал в компании. LeverX никогда не вводила излишних ограничений в этом отношении.

Как LeverX Group адаптируется к изменениям: про прирост числа сотрудников на 40% в 2020 году.

Последние 3-4 года компания перестраивает внутренние процессы из-за ее стремительного роста. Это состояние можно назвать симбиозом эволюции и революции.

LeverX Group не является филиалом крупной компании, чтобы просто внедрить готовый вариант. Команда исследует лучшие практики и на их основе разрабатывает и внедряет собственные подходы.

«Все наши процессы настраиваются с опорой на две главные ценности компании — сотрудников и клиентов. С ними мы придерживаемся принципа прозрачности во взаимоотношениях, единого понимания того, что мы делаем, как и для чего»,говорит Евгений.

При работе с сотрудниками топ-менеджмент открыт к обсуждению интересующих их вопросов, рассказывает о планах развития компании и создает условия для комфортной работы.

Для заказчиков компания не рисует воздушные замки, а объясняет, как можно решить их бизнес-задачу и какой результат они получат.
«Быть особенным достаточно сложно. Какой признак ни назови, найдется компания, которая скажет: «Мы более крутые профессионалы». Мне кажется, важные особенности лежат в другой области: как строится компания и какая в ней атмосфера».
Про направления развития
8/10
В этом году LeverX Group исполняется 18 лет, что говорит о стабильном положении компании на IT-рынке. На протяжении многих лет компания фокусировалась на SAP-направлении: завоевывала доверие клиентов и компании SAP, стала одной из 14 компаний в мире, которые достигли статуса SAP Global Strategic Supplier for Technical Services.

Сегодня SAP уходит в облачные решения, все чаще возникает необходимость в интеграции с различными сторонними системами и устройствами, глубокой кастомизации. Это определяет вектор развития: внедрение и развитие продуктов SAP, веб- и мобильная разработка, консалтинг и разработка проектов полного цикла. С точки зрения глубины экспертизы, разнообразного стека технологий и спектра технологических вопросов, которые решает команда LeverX, она достигла уровня системного интегратора.

Число специалистов компании не измеряется десятками тысяч, как это характерно для большинства системных интеграторов. Но команда усиленно работает над этим. В 2021 году она планирует увеличить число сотрудников на 40-60%, а также открыть новые офисы в Литве, Латвии и Германии.
Мировая экономика и развитие IT в ближайшие годы
9/10
Риск глобальной стагнации высок. Сейчас рост показывают только отдельные страны, которые становятся ситуативными лидерами. На экономическую систему и будущее отраслей влияет переход к шестому технологическому укладу, драйверами которого станут медицинские, био-, нано- и другие технологии. Этим прорывным технологиям нового уклада нужен базис: когда переходили с парового двигателя на двигатель внутреннего сгорания, понадобилась нефть.
«Поэтому в перспективе IT-сектор будет чувствовать себя хорошо, в том числе и в Беларуси и Украине, ведь самое главное, что у нас сейчас есть, — это опыт», — говорит Евгений.
Специалисты из стран СНГ востребованы на мировом IT-рынке благодаря системе образования, которая на протяжении многих десятков лет была заточена на выпуск сильных технических специалистов.
Жизнь после прихода шестого технологического уклада
10/10
Переход на новый технологический уклад сопровождается изменением старых систем, которые поддерживали предыдущий, пятый технический уклад и сейчас находятся в кризисе. Речь идет об экономической, финансовой, политической, социальной и других системах.

Насколько быстро произойдут изменения и во что превратятся системы, сегодня прогнозировать сложно, хотя мы уже можем наблюдать маячки будущего уклада: искусственный интеллект, интеллектуальное предприятие, машинное обучение, глубокий персонализированный подход в предоставлении услуг и товаров на основе анализа пользовательского опыта и другие.

Концепт цифровой экономики, предложенный в середине 90-х, был в большей степени абстракцией, а теперь стал лишь частью всеобъемлющего процесса цифровизации, проникающего во все сферы жизни человека.

«Самое важное, что «цифра» все сильнее влияет на личность, которая формируется уже не столько родителями, школой и друзьями, как это было в моем детстве, сколько обезличенными сущностями в социальных сетях. Хорошо это или плохо — вопрос философский, но нам с этим жить. К новым условиям надо адаптироваться и находить способы, как в этом мире идти своей дорогой», — комментирует Евгений.
ТЕКСТ
LeverX Group
ПАРТНЕР
Материал подготовлен при поддержке LeverX Group
Что это значит?
ВЕРСТКА
Светлана Волчкович
ПРОДЮСЕР
Александра Герт
Материал подготовлен при поддержке рекламодателя
При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний», PR, «Спецпроект», «Промо» и «Блоги» публикуются на правах рекламы.
© 1999-2021 AIN.UA