Настольный бизнес: как IT-решения Kodisoft работают в ресторанах
Некогда Дмитрий Костик, CEO Kodisoft, задался целью изменить принципы ведения ресторанного бизнеса. Затея вылилась в создание интерактивных столов для заведений, в которых компания переизобрела заново практически все – от сенсора экрана до LED-подсветки. С недавних пор столы появились и в украинских ресторанах, а Дмитрий во всех подробностях рассказал редакции AIN.UA о том, как они устроены.

Автор: Нина Глущенко
Материал подготовлен при поддержке «Майкрософт Украина»
И что это за стол?
Интерактивные столы Kodisoft распознают 1024 градаций нажатия и столько же одновременных касаний, «понимают» форму предметов (на чем строятся некоторые фишки ПО), не боятся воды, царапин, пыли, танцев на каблуках и раскаленных сковородок. Они принимают заказы вместо официантов, принимают бесконтактные платежи, развлекают клиентов заведения видеороликами и играми. Все ноу-хау, используемые в столах, были разработаны украинской командой Kodisoft (26 человек), произведены на собственных производственных площадках, которые построены в Украине под эту технологию.
Фишка интерактивных столов Kodisoft – не столько в вау-эффекте, сколько в том, что они меняют принципы ведения ресторанного бизнеса: добавляют в традиционно офлайновый бизнес ecommerce-инструменты и дают возможность зарабатывать на рекламе и кросс-сейле столько же, сколько на еде.

Впервые интерактивные столы Kodisoft появились в кафе на Кипре, а оттуда сарафанным радио их занесло в Абу-Даби, Дубаи, Владикавказ и наконец, после долгих скитаний, в родные для Дмитрия Киев и Львов: в GoodWine в ЦУМе и ресторан Papashon в ТРЦ во Львове.

Как он выглядит?
Стол рассчитан на четырех человек, у него классические размеры стола для заведения: 120х70 сантиметров. Экран занимает почти всю поверхность. Диагональ – 52 дюйма, разрешение 4К. Между стеклом и рамкой нет отверстий. Стол вообще сделан таким образом, чтобы избежать лишних щелей и дырок (поэтому со временем в Kodisoft отказались от отверстия для оплаты картой, и оставили только бесконтактные платежи), потому что с ними всегда есть риск, что там окажется еда, пыль или зубочистки.

Материалы столешницы и ножки могут быть разные: дерево, пластик, металл. Цвета зависят от интерьера заведения. Например, так выглядит ресторан Neo во Владикавказе.

Стол в ресторане Neo во Владикавказе
В столе используется матрица MPVA с углами обзора, близкими к 180 градусам. Матрицу, сенсорную технологию и светодиодную подсветку Kodisoft разработали самостоятельно с нуля. Все дисплейные матрицы рассчитаны на вертикальное использование. В торговых центрах или аэропортах, когда панель висит долго, пиксели «стекают». А горизонтальное использование – вообще нестандартное, современные технологии под это не приспособлены, могут перегреваться. Интерактивный стол Kodisoft не боится температур, можно хоть сковородку ставить.

C подсветкой та же история – в телевизорах и мониторах, рассчитанных на вертикальное использование, она находится снизу. Они в этом месте нагреваются, и просто уменьшение температуры, которое предлагали вендоры, ситуацию не исправляет. Поэтому в Kodisoft пришли к решению построить свое производство подсветки для столов. Второй вариант – заказать на производствах вроде Foxconn, но для этого у компании еще не тот объем заказов.

На разработку новой технологии для сенсора ушло четыре с половиной года (подробнее об этом мы рассказывали в этой статье), но в итоге технология Kodisoft получила такие бонусы, которых нет или не было на тот момент на рынке: распознавание формы объектов и силы нажатия (iPhone «догнал» стол только через полтора года). Эти вещи легли в основу существующего развлекательного программного обеспечения стола и того, которое находится еще в планах.

Как это работает?
Стол пережил несколько перевоплощений. В последнем поколении установлен 4К-экран, мощное железо с заделом на будущее (процессор Intel Core-I7, 8 ГБ оперативной памяти, двухслотовая графика NVIDIA). В качестве операционной системы используется Windows IoT (ранее называлась Windows Embedded). Это линейка продуктов Windows, которая используется в терминалах, автомобильном секторе и т.д. На ней строятся отказоустойчивые системы. По словам Дмитрия, альтернативы Windows IoT для столов нет. У Linux не все так гладко с графикой и поддержкой со стороны вендоров, как нужно для идеальной работы стола в режиме 24/7, а Android в принципе пока не потянет одновременную работу нескольких приложений в разрешении 4К на 60Hz.

Столы подключены к облаку Microsoft Azure. По словам Дмитрия, для ресторанов облако выгоднее. Развертывание занимает минимум времени – нажал на кнопочку и готово. Это гораздо быстрее, чем настраивать сервера. Единственный кейс с локальным сервером у Kodisoft сейчас во Владикавказе, потому что в России сервера должны находиться на территории страны. Сервер обошелся в $18 000 и развертывание его легло на плечи ресторатора. На облако ресторан тратит в среднем $500 в месяц. Можно посчитать, за сколько времени окупается собственный сервер. К расходам на железо – добавить персонал, который будет поддерживать его.

Что умеет стол?
Стол поставляется с 16-ю предустановленными приложениями. Ключевые – заказ еды и камера наблюдения за кухней и баром. Кроме них – игры для одного или компании, Facebook, рисовалка, онлайн-трансляции (за столом можно, например, посмотреть трансляцию футбольного матча). Самое популярное приложение у пользователей – камера. Люди любят наблюдать за тем, как готовится еда, выяснили опытным путем в Kodisoft.
Опыт Владикавказского караоке-бара, где также установлены интерактивные столы Kodisoft, показал, что популярными могут стать неожиданные вещи. Так, для караоке был разработан софт для заказа песен и исполнения (текст показывается прямо на столе). В нем есть тотализатор – клиенты могут поднимать ставки за исполнение песен, тем самым поднимая себя в очереди. И это пользуется огромной популярностью.

Еще одно ноу-хау из Владикавказа – заказ цветов из соседней цветочной лавки и бижутерии из магазина украшений. Обе возможности популярны у мужчин Владикавказа. Бижутерия приносит 18% оборота заведения.

Для стола в ЦУМе GoodWine и Kodisoft разрабатывают программу, которая расскажет историю дегустируемого напитка.

В планах сотрудничества с кафе во Львове – покупка билетов в соседний кинотеатр прямо со стола или на концерты, где дистрибуцией занимается Карабас. Такой контент не только притягивает пользу, но и даёт возможность зарабатывать на комиссии с продаж.

Facebook выполняет несколько задач в интерактивном столе. Для пользователей – это возможность посмотреть с компанией, например, фотографии вместе на большом и качественном экране. Или посмотреть, что уже заказывали в заведении его друзья, и довериться их отзывам.

Для заведения – это источник данных о человеке, бесплатный SMM, потому что люди любят делиться впечатлениями о посещенных местах и возможность повысить продажи опять-таки за счет рекомендаций друзей клиента в соцсети. Популярность Facebook в заведениях с интерактивными столами зависит от страны. Максимальное количество авторизаций в Абу-Даби (70%), где клиент за социальную активность получает какие-то «плюшки». Во Владикавказе, где традиционно намного популярнее Вконтакте, посетители ресторана и караоке с интерактивными столами порой специально заводят себе Facebook, чтобы получить больше от посещений заведения.
Как стать разработчиком приложений для интерактивного стола?
В целом, возможности использования стола могут быть сильно расширены дополнительным контентом. Как развлекательным, так и продающим. В Kodisoft говорят, что открыты для предложений всех потенциальных партнеров и разработчиков, которые готовы привнести свои идеи.

Для сторонних разработчиков компания в партнерстве с «Майкрософт Украина» планирует провести хакатон. Точные даты пока неизвестны, так что следите за нашими обновлениями. Пока можно обсуждать идеи с Дмитрием (dk@kodisoft.com).

По словам Дмитрия, понимая важность сторонних приложений для заведений, в компании сразу решили сделать SDK на существующие платформы, чтобы портирование не было барьером. Их SDK поддерживает максимально быстрый порт с Unity, .NET, с UWP, native DirectX, то есть практически со всех платформ Microsoft и рядом. Для этого разработчику не нужны экзотические знания.

На видео можно посмотреть интерфейс стола с SDK третьего поколения:
Причем тут большие данные?
Интерактивные столы собирают данные о пользователях и анализируют их при помощи машинного обучения. Машинное обучение реализовано на Azure с использованием технологии R.

Анализ данных позволяет давать грамотные рекомендации клиентам заведений, например, что стоит заказать с определенным блюдом. Рекомендации подаются в ненавязчивом виде и выстаиваются на предыдущем опыте других клиентов или данных друзей посетителя из Facebook. Если он авторизировался в соцсети и кто-то из его друзей уже был в заведении и оставил отзывы. Подобные вещи, например, давно делает Amazon, только он показывает рекомендации на основании предыдущих выборов других пользователей, типичный ecommerce. Подобное раньше было недоступно для заведений, но интерактивные столы теперь дают такую возможность.

Авторизация через соцсети позволяет узнать социальный профиль клиента. Возраст, пол, связи в сети. Столы «знают» историю заказов человека, его друзей и их предпочтения в заведении.

Модули аналитики показывают самые популярные и самые непопулярные блюда. На это все накладывается статистика того, насколько людям понравились блюда. Люди с удовольствием ставят оценки блюдам, так как для них это как развлечение в ожидании счета. Около 93% клиентов дают фидбек. Это большая выборка, и если по ней у блюда средняя оценка «3» из пяти, его точно нужно исключать из меню. У обычного ресторана нет подобных инструментов для оценки блюд. Опросники в чеках заполняет меньше 2% людей. Понимание предпочтений клиента влияет на операционную деятельность ресторана. Важно держать в меню только блюда, которые в топе.

Кроме меню, аналитика позволяет собирать данные об уровне обслуживания – у «аналогового» заведения такого инструмента нет.

В Microsoft Application Insight собирается статистика о том, как люди пользуются столом. Она собирает данные из всех приложений, кто из пользователей что нажимал и как, куда переходил, какие баги были. Такая аналитика дает картину интересов пользователя и проблем софта – когда интерфейс недостаточно удобен или есть баги в ПО.

Сколько стоят столы и сколько на них можно заработать?
По словам Дмитрия Костика, установка интерактивных столов в заведении удорожает открытие в среднем на 20%. Стол можно приобрести (стоимость – $15 000) или взять в лизинг. Сейчас это $5 000 единоразово и ежемесячно по $240 за стол. В эту сумму включена стоимость кредита за стол, аренда облака, те деньги, которые мы платим Azure, поддержка, обучение персонала. «Но мы поняли, что в Украине мы можем делать больше, чем в других странах, потому что мы тут находимся, – рассказывает Дмитрий. – Тут мы можем обеспечивать приоритетную поддержку разработчикам. Если нужна помощь, то можно хоть в наш офис прийти и все отладить. Плюс заведению с нашими столами в Украине проще стать известным. Через меня, через IT-сообщество. Ресторан в Украине может быстро взлететь только за счет сообщества».
По убеждению Дмитрия, у их столов есть больше инструментов, позволяющих быстро окупиться. Во-первых, полный контроль заказов (официант просто не может ничего продать мимо кассы, и облуживание начинается уже после заказа). Во-вторых, сокращение затрат на официантов. Так как уже не нужен человек для приема заказа, достаточно плейт-раннера – того, кто разносит тарелки по залу, его работа стоит дешевле работы официанта в четыре раза. Кейс Кипра показал, что речь идет о сумме в четыре раза меньшей. В-третьих, это дополнительные доходы за счет рекламы и комиссий с продаж через столы. Но опыт Дмитрия показывает, что убедить ресторатора в том, что реклама будет приносить крупные суммы, нелегко. Но по опыту Kodisoft, на нее приходится 52% доходов заведения. «На первом этапе в нее всегда никто не верит. Рекламу мы внедряем второй волной и доходы от нее распределяются между нами и заведением. Когда мы предлагали клиентам внедрять рекламу бесплатно, они отказывались. И только когда мы заговорили о распределении расходов, появился интерес».

Часть рекламных клиентов заведениям приводит сам Kodisoft (например, таких, как Coca Cola, которая покупает рекламное проявление во время спортивных трансляций). Kodisoft помогает и с разработкой приложений, потому что особенно на первых порах у заведения нет понимания, каким должен быть интерфейс программы для стола.

Где можно увидеть интерактивные столы живьем?
В Киеве – в ЦУМе (ул. Крещатик, 38), на 6 этаже в магазине GoodWine, начиная с 26 февраля.
Во Львове – в ТРЦ Victoria Gardens (ул, Кульпарковская, 226А), Papashon.
© 1999—2017 AIN.UA
adv@ain.ua
Made on
Tilda