С моей точки зрения в Украине отрасли нет. Бизнес не понимает, что ему надо от
CRM. Под CRM каждый понимает свое. Кто-то считает, что это база контактов. У кого-то это маркетинг, у кого-то отдельные CRM для маркетинга и других задач. Если на рынке, например, Канады сформировалось понимание, каждый знает, что такое CRM, что такое ERP и чем они отличаются друг от друга, то в Украине и России оно находится в зачаточном состоянии. При этом спрос сумасшедший. Выглядит примерно так: «
Мне неинтересно, что у вас есть в продукте, мне надо решить такие-то проблемы». И таких клиентов – 30-40%. Как правило, надо просто объяснить клиенту, настроить, смоделировать и показать. Это на Западе говорят о том, что надо стандартизировать бизнес-процессы. Я среди двух тысяч компаний, которые есть у нас в клиентах, встречал, может, три, которые реально понимают, что такое стандартизация, и способны ее сделать.
Вначале мы думали, что, может, чего-то не понимаем в рынке. Но мы продаем наш продукт топовым украинским компаниям и убеждаемся в обратном.
В некоторых банках, например, бизнес-процессы выстроены хуже, чем в малом бизнесе. Многие колл-центры в банках до сих пор работают таким образом: в начале рабочего дня менеджер открывает табличку в Excel, где у него записаны номера телефонов клиентов. Он копирует номер из ячейки, вставляет в «звонилку», дозванивается, общается с клиентом. На листике А4 перед ним лежит инструкция, что надо говорить. После разговора он оставляет в соседней ячейке комментарий: дозвонился/не дозвонился, интересно/не интересно. В конце дня передает эту информацию дальше. Об автоматизации, предиктивных наборах все только говорят, но не используют. Но при этом все уже хотят улучшить ситуацию.